Ситуация: общество с ограниченной ответственностью «А» имеет в составе трех участников «Б» – 33%, «В» – 33%, «Г» – 34%. Участник «Б» собирается продать свою долю оставшимся участникам в таких пропорциях, чтобы после продажи доли у участника «В» было 50% в уставном фонде и у участника «Г» было 50% в уставном фонде ООО «А». ООО «А» не является компанией, занимающей доминирующее положение на рынке, и не является естественной монополией. Однако, выручка компании по итогам последнего отчетного года превысила 400 000 базовых величин.
Вопрос: нужно ли согласие Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (МАРТ) на данную сделку.
В этой статье вместе с Вами порассуждаем.
оформление купли-продажи доли +375 29 361 64 62
С согласия антимонопольного органа, если иное не установлено актами Президента Республики Беларусь, осуществляются (это статья 34 Закона Республики Беларусь “О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции”, касающаяся приобретения долей (акций) в уставных фондах и имущества коммерческих организаций – далее по тексту – Закон):
- приобретение голосующих акций (долей в уставном фонде) хозяйствующего субъекта, а также приобретение прав в отношении хозяйствующего субъекта либо нескольких хозяйствующих субъектов, указанные в подпунктах 1.4–1.7 и 1.10 пункта 1 статьи 32 настоящего Закона (это статья о случаях экономической концентрации, о которых скажу позже), в случае, если балансовая стоимость активов хозяйствующего субъекта, голосующие акции (доли в уставном фонде) которого и (или) права в отношении которого приобретаются, либо лица, приобретающего такие акции (доли в уставном фонде) и (или) права в отношении хозяйствующего субъекта, определенная на основании данных бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления заявления, указанного в пункте 2 настоящей статьи, превышает двести тысяч базовых величин или объем выручки от реализации товаров по итогам отчетного года, предшествующего году приобретения, превышает четыреста тысяч базовых величин либо если один из названных хозяйствующих субъектов включен в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, или Государственный реестр субъектов естественных монополий.
Вывод 1: на основании данной статьи наш случай подпадает под возможную необходимость получения согласия антимонопольного органа в связи с тем, что выручка компании превысила 400 000 базовых величин. Поэтому далее рассматриваем подпункты 1.4.-1.7. и 1.10. пункта 1 статьи 32 Закона.
Выдержка из статьи 32 Закона:
- Экономической концентрацией признаются:
1.4. приобретение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, лицами, входящими с таким хозяйствующим субъектом в одну группу лиц, в совокупности более двадцати пяти процентов голосующих акций (долей в уставном фонде) другого хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность на том же товарном рынке – к нашему случаю норма не подходит, поскольку говорит о доминирующем положении;
1.5. приобретение хозяйствующим субъектом или физическим лицом, не относящимся к хозяйствующим субъектам, лицами, входящими в одну группу лиц, в совокупности двадцати пяти и более процентов голосующих акций (долей в уставном фонде) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, а также иные сделки, в результате которых у таких хозяйствующего субъекта или физического лица, не относящегося к хозяйствующим субъектам, лиц, входящих в одну группу лиц, появляется возможность оказывать влияние на принятие решений хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение – к нашему случаю норма не подходит, поскольку говорит о доминирующем положении;
1.6. приобретение хозяйствующим субъектом или физическим лицом, не относящимся к хозяйствующим субъектам, лицами, входящими в одну группу лиц, в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора поручения, голосующих акций (долей в уставном фонде) хозяйствующего субъекта, при котором такие хозяйствующий субъект или физическое лицо, не относящееся к хозяйствующим субъектам, лица, входящие в одну группу лиц, получают право распоряжаться в совокупности более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций (долей в уставном фонде) хозяйствующего субъекта, при условии, что до этого приобретения они не распоряжались акциями (долями в уставном фонде) этого хозяйствующего субъекта или распоряжались не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций (долей в уставном фонде) этого хозяйствующего субъекта, а также если приобретение голосующих акций (долей в уставном фонде) хозяйствующего субъекта осуществляется хозяйствующим субъектом или физическим лицом, не относящимся к хозяйствующим субъектам, лицами, входящими в одну группу лиц, распоряжающимися не менее чем двадцатью пятью процентами и не более чем пятьюдесятью процентами голосующих акций (долей в уставном фонде) этого хозяйствующего субъекта, если такие хозяйствующий субъект или физическое лицо, не относящееся к хозяйствующим субъектам, лица, входящие в одну группу лиц, получают право распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами таких акций (долей в уставном фонде) – подходит при определенных условиях;
1.7. приобретение хозяйствующим субъектом или физическим лицом, не относящимся к хозяйствующим субъектам, лицами, входящими в одну группу лиц, в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора поручения, прав, позволяющих давать обязательные для исполнения указания другому хозяйствующему субъекту – индивидуальному предпринимателю или коммерческой организации при осуществлении ими предпринимательской деятельности либо осуществлять функции исполнительного органа коммерческой организации – не подходит к нашему случаю, говорит об исполнительном органе.
И пункт 1.10. пункта 1 статьи 32 Закона:
1.10. приобретение права участия одних и тех же хозяйствующих субъектов, физических лиц, не относящихся к хозяйствующим субъектам, в исполнительных органах, советах директоров (наблюдательных советах) или других органах управления двух и более хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке взаимозаменяемых (аналогичных) товаров, при наличии возможности таких хозяйствующих субъектов, физических лиц, не относящихся к хозяйствующим субъектам, определять условия ведения предпринимательской деятельности этими хозяйствующими субъектами – не подходит к нашему случаю.
Вывод 2: к нашему случаю может применяться только подпункт 1.6.
В соответствии с данным подпунктом согласие антимонопольного органа может понадобиться в двух случаях:
1.Если лица приобретают право на более чем 25% голосующих акций (долей) при условии, что до этого такие лица не имели долей в хозяйствующем субъекте или имели, но не более 25%. К нашему случаю, соответственно, это не применимо, поскольку покупающие долю участники уже имеют каждый по 33% доли.
2.Если лицо уже обладает более 25% доли, но не более 50% и при этом после сделки получает более 50% доли. К нашему случаю применимо, если после сделки у какого-то из участников будет доля более 50%. Подпадает под получение согласия.
Однако.
dedyulia.lawyer
Смотрим далее условия статьи 34 Закона.
Установленные настоящей статьей требования о получении согласия антимонопольного органа не применяются, если приобретение голосующих акций (долей в уставном фонде), прав, имущества, осуществляется:
8.1. лицами, входящими в одну группу лиц по признаку, указанному в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 8 настоящего Закона;
8.2. лицами, у которых более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли в уставном фонде), в совокупности обладают одни и те же лица.
Приобретение голосующих акций (долей в уставном фонде), прав, имущества в указанных в пункте 8 случаях, осуществляется с обязательным уведомлением антимонопольного органа в письменной форме не позднее одного месяца со дня его осуществления.
Статья 8. Группа лиц
- Группа лиц – совокупность физических и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким из следующих признаков:
1.1. хозяйственное общество и физическое или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо в силу своего участия в этом хозяйственном обществе либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, в том числе на основании соглашения, обладает более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли в уставном фонде) этого хозяйственного общества – нам не подходит, поскольку ни у одного из участников по отношению к обществу нет более 50% голосов на данный момент.
Вывод 3: в итоге на основании анализа подпункта 8 статьи 34 Закона и подпункта 1.1. пункта 1 статьи 8 Закона приходим к выводу, что к нашей ситуации применим только подпункт 8.2. пункта 8 статьи 34. То есть, на данный момент долю в обществе приобретают одни и те же лица, которые уже сейчас и так в совокупности владеют более, чем 50% голосов (долей).
Итого.
Если после совершения сделки у оставшихся участников будет по 50%, то на основании изложенного выше не требуется ни получение согласия, ни уведомление антимонопольного органа.
Если после совершения сделки у кого-то из участников будет более 50%, то в течение месяца после совершения сделки нужно будет просто отправить уведомление в антимонопольный орган.