Минск, Беларусь +37533 320 32 03 Пн.-Пт. 9.00-19.00
система производственного контроля в строительстве

Система производственного контроля. Для всех или для избранных?

 

ВНИМАНИЕ!

Уважаемые, читатели! Данная статья очень полюбилась поисковикам Гугл и Яндекс, данная статья привлекает много читателей на данный сайт, поэтому она не удаляется. Однако! Это статья примерно 2013 года. В ней идет разбор спорной ситуации о том, какой конкретно документ устанавливает необходимость наличия системы производственного контроля (СПК), а также кому конкретно требуется СПК создавать.

На данный момент – октябрь 2024 года, уже действует Кодекс Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (Строительный кодекс). Данный документ имеет верховенство над всеми документами в строительстве, за исключением только Указов и Распоряжений Президента. Так вот, Строительный кодекс предусматривает обязательное наличие у любой организации или индивидуального предпринимателя, выполняющих работы (оказывающих услуги) в строительстве в отношении зданий и сооружений 1-4 класса сложности, производящих строительные материалы и изделия, системы производственного контроля.

Таким образом, на данный момент актуальности в этой статье нет. Система производственного контроля должна быть практически у любой строительной организации или ИП в строительстве, это требование Строительного кодекса.

По теме аттестации в строительстве и немного СПК почитайте эту статью: Аттестация в строительстве. Помощь в аттестации

Помощь в создании системы производственного контроля и аттестации в строительстве:

Я юрист Дедюля Александр. Работаю в сфере строительства с 2011 года. 

Окажу Вам помощь по созданию и оценке системы производственного контроля в строительстве, сертификации работ в строительстве (которые еще сертифицируются на данный момент), аттестации в строительстве.

Звоните +37529 361 64 62, +37533 320 32 03.

Мессенджеры: телеграмм (+37529 361 64 62), вайбер (+37533 320 32 03).

Чат с юристом – зеленая иконка слева внизу сайта!

Ниже текст самой статьи:

Недавно в одной из информационных правовых систем мы наткнулись на статью юриста по теме наличия в строительных организациях системы производственного контроля. Фамилию юриста оставляем за кадром.

            Анализ статьи вызвал у нас желание изложить свои мысли и свою позицию по раскрываемой в статье теме для того, чтобы субъекты хозяйствования действительно понимали, как им нужно действовать.

            Так, автор статьи указывает на то, что требование о наличии у подрядчика (субподрядчика) системы производственного контроля (СПК) в качестве одного из обязательных условий осуществления строительной деятельности на территории Республики Беларусь содержится в:

– Техническом регламенте Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY), утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 N 1748 (далее – Технический регламент).

– Правилах заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 N 1450.

            При этом, как указывает автор статьи, необходимо иметь в виду, что действие Технического регламента распространяется на строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности, а также на проведение на данных объектах капитального ремонта, реконструкции, реставрации, благоустройства. То есть, как указывает автор статьи, наличие СПК, прошедшей оценку в установленном порядке, не требуется для:

– строительства объектов III уровня ответственности;

– выполнения строительных работ, не являющихся капитальным ремонтом, реконструкцией, реставрацией, благоустройством (например, текущий ремонт), на объектах I и II уровней ответственности.

Давайте разберемся, так ли это.
Проанализируем нормы Технического регламента, касающиеся системы производственного контроля.

Часть 2 пункта 1 статьи 7 Технического регламента:

«Изготовитель (заказчик (застройщик), проектировщик, исполнитель работ в строительстве) обязан принимать необходимые меры по обеспечению соответствия сооружения, проектной документации, работ в строительстве, строительных материалов и изделий требованиям (существенным) безопасности технического регламента, что может подтверждаться данными системы производственного контроля изготовителя».

Наш комментарий: данная норма не содержит прямого требования о наличии СПК. Норма говорит лишь о возможности подтверждения определенных процедур действующей в организации СПК.

Часть 4 пункта 2 статьи 7 Технического регламента:

«Заказчик (застройщик) или его уполномоченный представитель должен иметь комплект технической документации, подтверждающий соответствие сооружения существенным требованиям безопасности настоящего технического регламента на этапах проектирования и строительства и включающий:». И далее один из пунктов звучит следующим образом: «- документы, свидетельствующие о наличии системы производственного контроля исполнителей работ в строительстве (свидетельство о технической компетентности или аттестат аккредитации испытательного подразделения или другие документы)».

Наш комментарий: данная норма не устанавливает обязанность иметь и создавать именно СПК, поскольку в качестве надлежащих документов может использоваться или аттестат аккредитации испытательного подразделения или иные документы, то есть свидетельство о технической компетентности в рамках указанной нормы можно вообще не предоставлять. При этом важно отметить, что согласно Техническому кодексу установившейся практики «Строительство. Оценка системы производственного контроля. Основные положения и порядок проведения» (ТКП 45-1.01-221-2010 (02250) – далее ТКП 45-1.01-221-2010, оценку СПК не проходят только аккредитованные испытательные лаборатории, поэтому во всех остальных случаях только свидетельство о технической компетентности является документом, подтверждающим наличие соответствующей законодательству СПК.

Пункт 4 статьи 7 Технического регламента:

«Исполнитель работ в строительстве в части работ, указанных в приложении к Техническому регламенту, получает сертификат соответствия и наносит знак соответствия на акты приемки выполненных работ по конкретным объектам согласно статье 8 Технического регламента.

Сертификация работ в строительстве проводится в соответствии с требованиями Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь.

Исполнитель работ в строительстве должен иметь комплект технической документации, подтверждающий соответствие работ в строительстве существенным требованиям безопасности настоящего технического регламента и включающий:». Далее излагается перечень документов, в том числе – «документы, свидетельствующие о наличии системы производственного контроля (свидетельство о технической компетентности, аттестат аккредитации испытательного подразделения и иные документы)».

Наш комментарий: данная норма говорит о работах, указанных в приложении к Техническому регламенту и касается сертификации работ в строительстве, то есть наличие документов по СПК проходит в данной норме лишь косвенно и утверждать, что эта норма и является нормой, устанавливающей обязательность наличия у строительных организаций СПК в целом по всем видам строительных работ, считаем неправильным.

Пункт 5 статьи 7 Технического регламента:

«Изготовитель (импортер) или его уполномоченный представитель в части строительных материалов и изделий, указанных в приложении к Техническому регламенту, составляет декларацию о соответствии, в том числе на основании технической оценки пригодности строительных материалов и изделий, или получает сертификат соответствия и маркирует их знаком соответствия согласно статье 8 Технического регламента.

Изготовитель (импортер) или его уполномоченный представитель должен иметь комплект технической документации, обеспечивающий подтверждение соответствия строительных материалов и изделий существенным требованиям безопасности настоящего технического регламента и включающий:». Далее идет перечень документации, в том числе «документы, свидетельствующие о наличии системы производственного контроля изготовителя (свидетельство о технической компетентности или аттестат аккредитации испытательного подразделения или другие документы)».

Наш комментарий: данная норма не устанавливает обязанность иметь и создавать именно СПК, поскольку в качестве надлежащих документов может использоваться или аттестат аккредитации испытательного подразделения или иные документы, то есть свидетельство о технической компетентности в рамках указанной нормы можно вообще не предоставлять. При этом важно отметить, что согласно Техническому кодексу установившейся практики «Строительство. Оценка системы производственного контроля. Основные положения и порядок проведения» (ТКП 45-1.01-221-2010 (02250) – далее ТКП 45-1.01-221-2010, оценку СПК не проходят только аккредитованные испытательные лаборатории, поэтому во всех остальных случаях только свидетельство о технической компетентности является документом, подтверждающим наличие соответствующей законодательству СПК.

 

Выше мы привели все нормы Технического регламента, касающиеся системы производственного контроля и проведя их анализ считаем, что Технический регламент является лишь косвенным техническим нормативным актом, упоминающим в перечнях соответствующих процедур о документах, среди которых, в том числе, находятся документы, подтверждающие наличие СПК.

 

По нашему мнению, главными документами, прямо устанавливающими обязанность строительных организаций создавать службу качества, организовывать СПК, являются такие технические нормативные правовые акты как технический кодекс установившейся практики «Организация строительного производства» (ТКП 45-1.03-161-2009 (02250) – (далее – ТКП 45-1.03-161-2009) и ТКП 45-1.01-221-2010.

Так, согласно ТКП 45-1.03-161-2009 контроль качества строительно-монтажных работ должен осуществляться линейным персоналом и специальными службами, создаваемыми в строительной организации, которые оснащены техническими средствами (средствами измерения и контроля), обеспечивающими необходимую точность, достоверность и полноту контроля.

Производственный контроль качества строительно-монтажных работ включает в себя три основные составляющие:

1) входной контроль проектной документации, конструкций, изделий, материалов и оборудования, приемку вынесенной в натуру геодезической разбивочной основы;

2) операционный контроль строительно-монтажных работ;

3) приемочный контроль строительно-монтажных работ.

При входном контроле строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования производится проверка их соответствия требованиям стандартов, технических условий или технических свидетельств, указанных в проектной документации. При этом проверяется наличие и содержание паспортов, сертификатов и других сопроводительных документов, подтверждающих качество указанных конструкций, изделий, материалов и оборудования. Для организации надлежащего оформления входного контроля качества необходимо оформить соответствующие журналы, а также назначить ответственных за входной контроль инженерно-технических работников.

При необходимости могут выполняться измерения и контрольные испытания контрольных показателей. Методы и средства измерений и испытаний должны соответствовать требованиям действующих в Республике Беларусь технических нормативных правовых актов (далее – ТНПА). Результаты входного контроля обязательно фиксируются ответственным работником в журнале входного контроля.

Операционный контроль осуществляется как в ходе выполнения производственных операций, так и после их завершения с целью обеспечения своевременного выявления дефектов и принятия мер по их устранению. При операционном контроле проверяется соблюдение технологии выполнения строительно-монтажных работ, соответствие выполняемых работ проектной документации и требованиям ТНПА. Основными документами при операционном контроле качества являются ТНПА в части контроля качества работ и технологические (типовые технологические) карты, содержащие специальные разделы по контролю качества строительно-монтажных работ. Результаты операционного контроля фиксируются в журнале производства работ.

При приемочном контроле производится проверка качества выполненных строительно-монтажных работ, а также качества ответственных конструкций. Обычно приемочный контроль производит высшее звено инженерно-технического состава строительной организации (руководитель организации, главный инженер и т.п.).

Управление качеством строительно-монтажных работ должно осуществляться строительными организациями и включать мероприятия, методы и средства, направленные на обеспечение соответствия качества строительно-монтажных работ и законченных строительством объектов требованиям проектной документации и ТНПА. Это означает, что организация контроля качества включает в себя не только создание документированной системы, но также и постоянную ее актуализацию, разработку и реализацию программ по повышению квалификации инженерного состава предприятия и техническому перевооружению материальной базы строительства.

На всех стадиях строительства с целью проверки эффективности ранее выполненного производственного контроля должен выборочно осуществляться инспекционный контроль. Инспекционный контроль осуществляется специальными службами, если они имеются в составе строительной организации, либо специально создаваемыми для этой цели комиссиями или отдельными специалистами, которые создаются или назначаются руководителем строительной организации.

 

Согласно ТКП 45-1.01-221-2010 организации, осуществляющие деятельность в области строительства, должны иметь систе­му производственного контроля, прошедшую процедуру ее оценки и тем самым подтверждающие свою способность проводить контроль качества и гарантировать безопасность продукции в строи­тельстве в соответствии с требованиями ТНПА (п.4.1.).

Для поддержания и функционирования системы производственного контроля организация должна иметь структурные подразделения, проводящие контроль качества продукции (испытатель­ную лабораторию, отдел технического контроля, отдел качества, службу контроля качества и т. д.), или отдельных должностных лиц (не менее двух человек, работающих на постоянной основе), упол­номоченных руководством организации на проведение контроля качества продукции в строительстве.

Положительная оценка системы производственного контроля организации подтверждается свидетельством о технической компетентности.

 

Таким образом, с учетом анализа приведенных норм мы считаем неверным мнение автора статьи о том, что именно Технический регламент устанавливает требования о наличии СПК и что данные требования распространяются лишь на строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности.

Прямое требование о том, должна ли быть система контроля качества, СПК; в каких организациях; что собой представляет СПК и другие вопросы, содержится именно в ТКП 45-1.01-221-2010 и ТКП 45-1.03-161-2009.

Отметим, что согласно Закону Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» технические кодексы наравне с техническими регламентами являются техническими нормативными правовыми актами.

Несмотря на то, что по общему правилу технические кодексы разрабатываются в целях реализации технических регламентов, нигде не проходит информация о том, что ТКП 45-1.01-221-2010 разработан в целях реализации Технического регламента ТР 2009/013/BY.

Более того, ТКП 45-1.01-221-2010 является так называемой новой редакцией существовавшего ранее ТКП 45-1.01-47-2006 «Строительство. Оценка технической компетентности испытательных подразделений. Основные положения и порядок проведения». Так вот, данный ТКП был утвержден приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 28.06.2006г. № 168, то есть до принятия Технического регламента (2009 год). Таким образом, ТКП 45-1.01-47-2006 и заменивший его ТКП 45-1.01-221-2010 не являются техническими нормативными правовыми актами, принятыми в целях реализации Технического регламента ТР 2009/013/BY.

Также, мы нигде по тексту Технического регламента не смогли найти норму (как утверждает автор статьи) о том, что данный регламент устанавливает обязанность прохождения оценки системы производственного контроля подрядчика в соответствии с действующими ТНПА. Откуда взята данная информация мы не смогли выяснить.

 

По неизвестным причинам автор вовсе не упомянул о том, что Технический регламент распространяется на выпускаемые в обращение работы в строительстве, подлежащие подтверждению соответствия существенным требованиям безопасности технического регламента Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY), согласно приложению.

В приложении указаны следующие работы:

В форме обязательной сертификации

– Возведение монолитных бетонных и железобетонных конструкций.

– Заполнение оконных и дверных проемов.

– Монтаж внутренних инженерных систем зданий и сооружений.

– Монтаж деревянных конструкций.

– Монтаж каменных и армокаменных конструкций.

– Монтаж легких ограждающих конструкций.

– Монтаж наружных сетей и сооружений.

– Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций.

– Монтаж стальных конструкций.

– Устройства электроснабжения технических средств противопожарной защиты.

– Устройство антикоррозионных покрытий строительных конструкций зданий и сооружений.

– Устройство дорожных покрытий пешеходных зон из тротуарных плит.

– Устройство изоляционных покрытий.

– Устройство кровли.

– Устройство оснований, фундаментов зданий и сооружений.

– Устройство тепловой изоляции ограждающих конструкций зданий и сооружений.

 

Так вот в отношении указанных выше работ Технический регламент будет распространяться на здания и сооружения всех уровней ответственности, а не только I или II уровня.

Обратимся к содержанию статьи автора, в которой указывается, что требование о наличии у подрядчика (субподрядчика) системы производственного контроля (СПК) в качестве одного из обязательных условий осуществления строительной деятельности на территории Республики Беларусь содержится в Правилах заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 N 1450.

Обратимся к нормам указанных Правил.

Пункт 8.2. «Подрядчик в обязательном порядке предоставляет заказчику сведения о наличии строительных машин, оборудования и механизмов, транспортных средств, технологической оснастки, необходимых для строительства объекта (выполнения строительных работ), а также систем производственного контроля и управления охраной труда, средств обеспечения безопасности производства работ, контроля и измерений, системы управления качеством при выполнении строительных работ».

По нашему мнению данная норма не содержит указание на обязательное создание подрядчиком СПК. Норма говорит лишь о том, что подрядчик сообщает заказчику при заключении договора сведения о наличии определенной документации, но этого наличия может и не быть, поскольку половина из перечисленных выше систем являются добровольными для внедрения в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

Уважаемые субъекты хозяйствования!

В заключении мы бы хотели напомнить, что в данной статье мы изложили лишь свою позицию в отношении того, какие организации и в отношении каких работ обязаны иметь СПК.

С нашей позицией можно не соглашаться, но будьте предельно внимательны и осторожны принимая для себя решение, что СПК необходима только для выполнения определенных работ при строительстве, реконструкции, реставрации и благоустройства лишь зданий и сооружений I и II уровня ответственности.

Мы считаем, что в соответствии с нормами ТКП 45-1.01-221-2010 СПК должна быть у любой строительной организации и даже в том случае, если организация выполняет, к примеру, только отделочные работы в зданиях III уровня ответственности.

Материал подготовлен по состоянию НПА на 2013 год.

______________________________________________________________

Оказываю услуги по созданию системы производственного контроля и другие услуги в сфере строительства. +375-29-361-64-62

 

Здесь Вы найдете дополнительную информацию о системе производственного контроля в строительстве (кликаем на ссылку)

Александр Дедюля
error: Внимание! Контент защищён. Копирование текста запрещено!