Александр Дедюля, юрист
Ответ:
Основными документами, обязывающими строительные организации иметь в своей структуре систему контроля качества, являются Технический кодекс установившейся практики 45-1.03-161-2009 (02250) «Организация строительного производства» (далее – ТКП 45-1.03-161-2009) и Технический кодекс установившейся практики 45-1.01-221-2010 (02250) «Строительство. Оценка системы производственного контроля. Основные положения и порядок проведения» (далее – ТКП 45-1.01-221-2010).
В соответствии с ТКП 45-1.03-161-2009 (02250) «Организация строительного производства» контроль качества строительно-монтажных работ должен осуществляться линейным персоналом и специальными службами, создаваемыми в строительной организации, и оснащенными техническими средствами, обеспечивающими необходимую точность, достоверность и полноту контроля.
В соответствии с п.4.1. ТКП 45-1.01-221-2010 организации, осуществляющие деятельность в области строительства, должны иметь систему производственного контроля, прошедшую процедуру ее оценки и тем самым подтверждающие свою способность проводить контроль качества и гарантировать безопасность продукции в строительстве в соответствии с требованиями ТНПА.
Перечень работ и услуг, относящихся к строительной деятельности, утвержден постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10.05.2011 г. № 17 (далее – Постановление № 17).
Таким образом, любая организация, оказывающая работы и услуги в строительстве согласно утвержденному перечню работ и услуг, обязаны иметь систему производственного контроля, прошедшую оценку технической компетентности в установленном законодательством порядке.
В случае, когда так называемый подрядчик заключает договор подряда, а потом абсолютно весь перечень работ и услуг, относящихся к строительной деятельности, за него выполняют другие строительные организации (субподрядчики), то в данном случае организация оказывает не услуги в строительстве, а фактически оказывает услуги по поиску подрядчика для заказчика, то есть является обычным посредником.
Казалось бы, в данной ситуации, нет необходимости создавать систему производственного контроля, поскольку организацией не выполняются работы и услуги, относящиеся к строительной деятельности. Однако, по нашему мнению, тогда и договор должен заключаться не строительного подряда, а договор на оказание услуг по поиску подрядчика для выполнения определенного вида работ и услуг и оплата должна производиться исключительно услуг по поиску подрядчика.
Данная позиция основана на следующем.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 05.07.2004 г. № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» подрядчик в строительной деятельности – юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, имеющее право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и заключившее договор строительного подряда с заказчиком, застройщиком, инженером (инженерной организацией) в целях осуществления этой деятельности.
Из определения видно, что:
1. Подрядчик – это лицо, имеющее право на осуществление строительной деятельности (значит либо лицензия, либо свидетельство об оценке технической компетентности системы производственного контроля, либо иной документ, предоставляющий право осуществлять строительную деятельность).
2. Подрядчик – это лицо, заключившее договор строительного подряда (значит, предметом договора будут являться не услуги по поиску подрядчиков, а строительство объекта, либо отдельные строительно-монтажные работы, которые должен осуществить подрядчик).
3. Договор строительного подряда заключается для осуществления подрядчиком строительной деятельности (архитектурной, градостроительной) (значит, по умолчанию, сам подрядчик должен осуществлять строительно-монтажные работы).
Таким образом, если подрядчик, по своей сути, оказывает лишь услугу по поиску субподрядчиков для выполнения работ (оказания услуг) в строительстве, значит он не может подпадать под определение «подрядчик» и не может им являться.
В редакции Правил, вступившей в силу 21.10.2011 г., право на привлечение других лиц для выполнения отдельных обязательств подрядчика изложено в пункте 29 Правил.
Так, согласно пункту 29 Правил, изложенных в новой редакции, подрядчик вправе заключать договор с третьими лицами для выполнения отдельных видов строительных работ (если из договора не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренные в договоре строительные работы лично) только с письменного согласия заказчика. В данном случае подрядчик будет считаться генеральным подрядчиком.
Обратимся к определению понятия генеральный подрядчик.
В соответствии с Правилами «…генеральный подрядчик – подрядчик, привлекающий для выполнения отдельных своих обязательств других лиц».
В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2005 г. N 235 «Об утверждении положений о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов и о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов»
«…генеральный подрядчик – подрядчик, привлекающий по договорам для выполнения отдельных своих обязательств других лиц;..».
Таким образом, из изложенного следует:
1. Подрядчик может передать на субподряд не все, а лишь отдельные свои обязательства по договору подряда, заключенному с заказчиком.
2. Подрядчик обязан выполнять строительные работы самостоятельно, за исключением лишь случаев прямого указания иного в договоре строительного подряда.
3. Привлекать других лиц для выполнения строительных работ возможно только с согласия заказчика.
Вывод: подрядчик (генеральный подрядчик) не может передавать все обязательства по строительным работам другим лицам, а может передавать лишь отдельные свои обязательства. Привлекать других лиц для выполнения строительно-монтажных работ подрядчик может только с согласия заказчика.
На практике большинство генеральных подрядчиков осуществляют весь комплекс общестроительных работ, а проектированием, санитарно-техническими и электромонтажными работами занимаются субподрядчики.
Поскольку подрядчик может передать лишь отдельные обязательства другим лицам, значит, определенный перечень работ и услуг в строительстве подрядчик должен выполнять по договору строительного подряда самостоятельно и, соответственно, с учетом требований ТКП 45-1.01-221-2010, подрядчик должен иметь систему производственного контроля, прошедшую оценку технической компетентности в установленном законодательством порядке.
Уместно вспомнить Приказ Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 31.08.1999 г. № 260 «Об утверждении положения о генеральном подрядчике в строительстве» (далее – Приказ № 260). Данный документ как раз и устанавливает основные функции генерального подрядчика, основная масса которых не связана с работами (услугами), относящимися к строительной деятельности. При этом Приказ был издан с учетом действующего в то время Приказа Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.12.1995 г. № 343 «Об утверждении временного положения о лицензировании видов деятельности в области проектирования и строительства в Республике Беларусь».
В настоящее время многие основополагающие нормы Приказа № 260 противоречат действующему законодательству Республики Беларусь и, по нашему мнению, Приказ № 260 не должен применяться.
Также стоит отметить, что классификатор видов работ и услуг в строительстве, утвержденный Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.08.2004 г. № 217, и содержащий такой вид работ (услуг) в строительстве как: управление проектированием с привлечением субподрядных организаций (функции генерального проектировщика), управление строительством с привлечением субподрядной организации (функции генерального подрядчика), признан утратившим силу 29.04.2011 г.
Действующее Постановление № 17 указанных выше работ и услуг не содержит.
Более того, согласно пункту 8.2. новой редакции Правил подрядчик в обязательном порядке предоставляет заказчику сведения о наличии строительных машин, оборудования и механизмов, транспортных средств, технологической оснастки, необходимых для строительства объекта (выполнения строительных работ), а также систем производственного контроля и управления охраной труда, средств обеспечения безопасности производства работ, контроля и измерений, системы управления качеством при выполнении строительных работ.
Здесь необходимо отметить, что из указанных систем обязательной для строительных организаций является лишь система производственного контроля. Система управления охраной труда в соответствии с СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования.» (далее – СТБ 18001-2009) является добровольной для внедрения ее в организации и применяется, если организация намерена:
а) разработать систему управления охраной труда для устранения или минимизации рисков для работающих (работников) и других заинтересованных сторон, которые могут подвергаться опасностям, связанным с деятельностью организации;
б) внедрить, поддерживать в рабочем состоянии и улучшать систему управления охраной труда;
в) удостовериться, что система отвечает требованиям политики в области охраны труда, разработанной организацией;
г) продемонстрировать соответствие СТБ 18001-2009 путем:
1) проведения самооценки и самодекларирования, или
2) получения подтверждения своего соответствия сторонами, заинтересованными деятельностью организации, такими как заказчики, или
3) получения подтверждения самодекларирования внешней стороной, или
4) проведения сертификации системы управления охраной труда внешней организацией.
Система менеджмента качества является также добровольной для ее внедрения в организации в соответствии с СТБ ISO 9001-2009 «Системы менеджмента качества. Требования».
Таким образом, по нашему мнению, для заключения договора строительного подряда с 21 октября 2011 года подрядчику (в том числе генподрядчику) необходимо иметь в наличии документы, подтверждающие право на осуществление строительной деятельности и штат аттестованных специалистов, а также предъявить заказчику в обязательном порядке свидетельство об оценке технической компетентности системы производственного контроля.
Услуги создания системы производственного контроля
Другие статьи по системе производственного контроля
Читать статью “Система производственного контроля вместо испытательных подразделений”