Президентом Республики Беларусь 26 ноября 2015 года подписан Указ № 475 «О внесении изменений и дополнений в Указы Президента Республики Беларусь» (далее – Указ № 475). Данным Указом № 475 вносятся существенные изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 01.09.2010г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Указ № 450). Предлагаем краткое описание всех существенных изменений и дополнений Указа № 450. В данной статье рассмотрим общие изменения и дополнения без описания изменений в лицензировании конкретных видов деятельности. Изменения по конкретным видам деятельности будут описаны во второй отдельной части данной статьи.
Все основные изменения и дополнения в порядок лицензирования вступают в силу 01 марта 2016 года.
Общие положения
Установлено, что специальные разрешения (лицензии), действительные на дату официального опубликования Указа № 475, сроком действия не ограничиваются.
1.Юридические лица и индивидуальные предприниматели:
1.1. обязаны до 1 июня 2016 г.:
-обеспечить выполнение лицензионных требований и условий, предусмотренных Указом № 475, если такие требования и условия изменяются по отношению к лицензионным требованиям и условиям, действующим до 1 марта 2016 г., и представить до 1 июня 2016 г. информацию об обеспечении выполнения лицензионных требований и условий в лицензирующие органы, если иной срок не установлен в настоящем подпункте;
-сдать в лицензирующие органы оригиналы (дубликаты) специальных разрешений (лицензий) на осуществление видов деятельности, не подлежащих лицензированию с 1 марта 2016 г.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по оказанию юридических услуг (как составляющих лицензируемую деятельность услуг), судебно-экспертную деятельность, обязаны до 1 июля 2017 г. обеспечить выполнение лицензионных требований и условий, предусмотренных соответственно в абзацах втором и третьем подпункта 347.2 пункта 347 и в абзацах втором и третьем пункта 422-9 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом № 450 (далее – Положение о лицензировании), и представить в указанный срок информацию об обеспечении выполнения лицензионных требований и условий в лицензирующие органы.
В случае несоблюдения указанных обязанностей действие специальных разрешений (лицензий) на осуществление видов деятельности с 1 июня 2016 г. (при оказании юридических услуг, осуществлении судебно-экспертной деятельности – с 1 июля 2017 г.) приостанавливается (прекращается) в соответствии с требованиями, предусмотренными Указом N 450 и Указом № 475;
1.2. вправе:
-не продлевать срок действия специальных разрешений (лицензий) на осуществление видов деятельности либо специальных разрешений (лицензий) на осуществление составляющих виды деятельности работ и (или) услуг, лицензирование которых отменяется;
-осуществлять деятельность на основании специальных разрешений (лицензий), выданных до 1 марта 2016 г., за исключением деятельности по оказанию юридических услуг, включающей составляющую услугу – судебно-экспертная деятельность, при условии соблюдения требований, предусмотренных в абзаце втором части первой и частях второй и третьей подпункта 3.1 Указа № 475. Внесение изменений и (или) дополнений в соответствии с Указом № 475 в специальные разрешения (лицензии) производится при внесении в них иных изменений и (или) дополнений либо выдаче их дубликата после 1 марта 2016 г.
- Бланки специальных разрешений (лицензий), изготовленные до 1 марта 2016 г., используются при условии внесения в них сведений в соответствии с изменениями, предусмотренными Указом № 475.
- Установить, что специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по оказанию юридических услуг, включающей составляющую услугу – судебно-экспертная деятельность, выданные Министерством юстиции до 1 июля 2013 г. и действительные на 1 марта 2016 г., подлежат обмену до 1 июня 2016 г. на специальные разрешения (лицензии) на осуществление судебно-экспертной деятельности.
Для обмена специальных разрешений (лицензий) юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие такие специальные разрешения (лицензии), должны в срок, установленный в соответствии с графиком, утверждаемым Государственным комитетом судебных экспертиз, обратиться в данный Государственный комитет и представить следующие документы:
-копию соответствующего специального разрешения (лицензии) или его дубликата;
-список штатных работников с указанием проводимых ими видов (подвидов) судебных экспертиз (для юридического лица).
Выдача Государственным комитетом судебных экспертиз специальных разрешений (лицензий) в результате произведенного обмена осуществляется в течение 15 рабочих дней со дня подачи указанных выше документов.
Специальные разрешения (лицензии), выдаваемые в результате произведенного обмена:
-сроком действия не ограничиваются;
-должны включать указание на виды (подвиды) судебных экспертиз, которые вправе осуществлять лицензиат.
Перечень видов (подвидов) судебных экспертиз определяется с учетом наличия:
-для индивидуального предпринимателя – свидетельства о присвоении квалификации судебного эксперта по соответствующему виду (подвиду) судебной экспертизы;
-для юридического лица – не менее 2 штатных работников, имеющих свидетельство о присвоении квалификации судебного эксперта по соответствующему виду (подвиду) судебной экспертизы.
При получении специальных разрешений (лицензий), выдаваемых в результате обмена, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны сдать в Государственный комитет судебных экспертиз оригиналы (дубликаты) соответствующих специальных разрешений (лицензий), выданных до 1 июля 2013 г.
Государственная пошлина за выдачу специальных разрешений (лицензий) в результате произведенного обмена не взимается.
С 1 марта 2016 г. осуществление судебно-экспертной деятельности на основании специальных разрешений (лицензий), подлежащих обмену, является незаконным и запрещается.
Лицензионные требования и условия
С 01 марта 2016 года к лицензионным требованиям и условиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства, соблюдение которых является обязанностью любого субъекта хозяйствования, требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции, а также требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг.
Ранее к лицензионному требованию по некоторым видам деятельности относилось требование о соблюдении в целом нормативных правовых актов, регулирующих лицензируемую деятельность. Это приводило на практике к применению серьезной ответственности за мелкие нарушения определенных нормативных правовых актов.
Однако вынуждены отметить и противоречия указанной выше нормы с другими нормами Указа № 450. Например, нормы по лицензированию охранной деятельности, все равно содержат лицензионное требование о соблюдении лицензиатом нормативных правовых актов, в том числе обязательных технических нормативных правовых актов, регулирующих деятельность.
Новые термины и определения
В Положение о лицензировании введены новые термины:
-обособленное подразделение – филиал и (или) иное расположенное вне места нахождения юридического лица обособленное подразделение юридического лица, статус которого определен законодательством, учредительными либо иными организационно-распорядительными документами этого юридического лица;
-письменное уведомление соискателя лицензии (лицензиата) о принятом решении по вопросам лицензирования – вручение лицензирующим органом соискателю лицензии (лицензиату) или его уполномоченному представителю под роспись либо направление соискателю лицензии (лицензиату) по почте заказным письмом с заказным уведомлением о получении или по электронной почте в виде электронного документа уведомления о принятом решении по вопросам лицензирования;
-решение по вопросам лицензирования – решение лицензирующего органа о выдаче (отказе в выдаче) лицензии, внесении (отказе во внесении) в нее изменений и (или) дополнений, приостановлении, возобновлении, прекращении действия, аннулировании лицензии.
Условия направления уведомления по вопросам лицензирования
Согласно пункту 8 Положения о лицензировании в случае направления соискателю лицензии (лицензиату) уведомления о принятом решении по вопросам лицензирования по почте либо в виде электронного документа такое уведомление направляется соответственно по последнему известному лицензирующему органу почтовому адресу, адресу местонахождения (регистрации по месту жительства) либо на последний известный лицензирующему органу адрес электронной почты соискателя лицензии (лицензиата) и считается полученным соискателем лицензии (лицензиатом) по истечении 3 рабочих дней со дня направления этого уведомления.
То есть соискатель лицензии (лицензиат) будет считаться надлежащим образом уведомленным при отправке уведомления на указанных выше условиях. Если у соискателя лицензии (лицензиата) изменились данные, которыми располагает лицензирующий орган, но который не знает о произошедших изменениях, это не будет освобождать соискателя лицензии (лицензиата) от возможной ответственности.
Порядок подачи заявления и необходимых документов
Пункт 16 действовавшего в предыдущей редакции Положения о лицензировании перенесен в новый пункт 10-1.
Данный пункт касается порядка подачи заявления и прилагаемых к нему документов для выдачи лицензии, внесении в нее изменений (дополнений), выдачи дубликата лицензии.
Так, заявление (с прилагаемыми к нему в соответствии с Положением о лицензировании документами) о выдаче лицензии, получении дубликата лицензии, внесении в лицензию изменений и (или) дополнений, а также уведомление о принятии лицензиатом решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности представляются в лицензирующий орган лично соискателем лицензии (лицензиатом) или его уполномоченным представителем либо направляются соискателем лицензии (лицензиатом) по почте заказным письмом с заказным уведомлением о получении или в виде электронного документа.
Личное представление указанных в части первой настоящего пункта документов осуществляется соискателем лицензии (лицензиатом) либо его уполномоченным представителем с одновременным предъявлением:
-документа, удостоверяющего личность, и документа, подтверждающего полномочия руководителя юридического лица (приказ о назначении на должность руководителя, или выписка из решения общего собрания, правления либо иного органа управления юридического лица, или трудовой договор (контракт), или гражданско-правовой договор), – руководителем юридического лица;
-документа, удостоверяющего личность, и доверенности, выданной иностранной организацией, – руководителем представительства иностранной организации;
-документа, удостоверяющего личность, – физическим лицом, ходатайствующим о предоставлении ему права занятия адвокатской деятельностью либо деятельностью, связанной с коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов, индивидуальным предпринимателем;
-документа, удостоверяющего личность, и доверенности – уполномоченным представителем соискателя лицензии (лицензиата).
Направление указанных документов по почте или в виде электронного документа осуществляется соискателем лицензии (лицензиатом) с приложением к ним:
-для юридического лица – сведений о руководителе юридического лица (фамилия, собственное имя, отчество (при его наличии), данные документа, удостоверяющего личность (серия (при наличии), номер, когда и кем выдан, регистрация по месту жительства), а также документа (его копии), подтверждающего его полномочия (приказ о назначении на должность руководителя, или выписка из решения общего собрания, правления либо иного органа управления юридического лица, или трудовой договор (контракт), или гражданско-правовой договор);
-для иностранной организации – сведений о руководителе представительства иностранной организации (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), данные документа, удостоверяющего личность (серия (при наличии), номер, когда и кем выдан, регистрация по месту жительства, месту фактического временного пребывания), а также доверенности (ее копии), выданной ему иностранной организацией.
Отметим возможность направлять заявление с документами по почте, а также в электронном виде, для чего субъекту хозяйствования необходимо будет получить электронный цифровой ключ. Думаем, к моменту вступления в силу изменений и дополнений в Указ № 450 соответствующие лицензирующие органы будут обеспечены необходимым программным обеспечением.
Отметим, что исправлен недочет в отношении возможности подачи документов уполномоченным представителем на основании документа удостоверяющего личность и доверенности. Ранее возможность подачи документов и заявления уполномоченным представителем существовала только для соискателя лицензии. В новом пункте 10-1 Положения о лицензировании данный недочет исправлен.
Отметим, что в случае направления заявления и документов в виде электронного документа, прилагаются сведения о руководителе юридического лица (фамилия, собственное имя, отчество (при его наличии), данные документа, удостоверяющего личность (серия (при наличии), номер, когда и кем выдан, регистрация по месту жительства). Это означает, что копию паспорта прилагать нельзя, это не предусмотрено. Необходимо в произвольной форме указывать необходимые сведения. Такой вывод подтверждается также тем, что в том же предложении, где содержаться требования о предоставлении сведений, указано о необходимости приложить документы (их копии), подтверждающие полномочия руководителя (приказ о назначении на должность руководителя, или выписка из решения общего собрания, правления либо иного органа управления юридического лица, или трудовой договор (контракт), или гражданско-правовой договор).
Дополнительные требования к содержанию заявления о выдаче лицензии
В заявлении о выдаче лицензии соискатель лицензии теперь в обязательном порядке должен указывать:
-дату государственной регистрации и регистрационного номера соискателя лицензии – юридического лица, индивидуального предпринимателя в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, наименования регистрирующего органа;
-почтовый адрес, номер контактного телефона, адрес электронной почты (при его наличии) соискателя лицензии.
Не нужно прикладывать копии учредительных документов
С 01 марта 2016 года для выдачи лицензии не нужно будет прикладывать к заявлению копии учредительных документов юридического лица, документа, свидетельствующего о проведении государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Опись документов
Внесены изменения в порядок приема по описи заявления и прилагаемых документов в связи с возможностью направления заявления почтой и в виде электронного документа.
Так, согласно пункту 21 Положения о лицензировании документы, представленные для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема этих документов:
-при личном представлении таких документов – в день приема вручается под роспись соискателю лицензии или его уполномоченному представителю;
-при представлении таких документов по почте или в виде электронного документа – не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем поступления их в лицензирующий орган, направляется соискателю лицензии по почте заказным письмом с заказным уведомлением о получении или по электронной почте в виде электронного документа.
Новые условия направления мотивированного отказа в принятии заявления
Согласно пункту 21 Положения о лицензировании в случае указания в заявлении о выдаче лицензии не всех сведений, перечисленных в подпункте 15.1 пункта 15 Положения о лицензировании, либо представления не всех документов, предусмотренных Положением о лицензировании, либо непредъявления (непредставления) соответствующего документа, указанного в части второй пункта 10-1 Положения о лицензировании, лицензирующий орган отказывает в приеме этого заявления к рассмотрению. Мотивированный отказ в приеме заявления о выдаче лицензии к рассмотрению:
-при личном представлении такого заявления – в день подачи вручается вместе с этим заявлением и прилагаемыми к нему документами соискателю лицензии или его уполномоченному представителю под роспись;
-при представлении такого заявления по почте – не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем поступления его в лицензирующий орган, направляется вместе с этим заявлением и прилагаемыми к нему документами соискателю лицензии по почте заказным письмом с заказным уведомлением о получении;
-при представлении такого заявления в виде электронного документа – не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем поступления его в лицензирующий орган, направляется соискателю лицензии на адрес электронной почты в виде электронного документа.
Срок действия лицензии
Согласно пункту 56 Положения о лицензировании с 01 марта 2016 года лицензия действует со дня принятия лицензирующим органом решения о ее выдаче и сроком не ограничивается. То есть все лицензии становятся бессрочными.
Все положения о продлении лицензии исключены из Указа № 450.
Прекращение действия лицензии
Установлено, что теперь действие лицензии автоматически прекращается:
-в случае ликвидации (прекращения деятельности) лицензиата – юридического лица, индивидуального предпринимателя;
-в случае смерти, признания недееспособным, ограничения в дееспособности, признания безвестно отсутствующим, объявления умершим лицензиата – физического лица.
Ранее для прекращения действия лицензии по таким основаниям необходимо было обязательное принятие решения лицензирующим органом.
С 01 марта 2016 года только по решению суда действие лицензии может быть прекращено в случае внесения в лицензию изменений и (или) дополнений на основании представленных лицензиатом недостоверных сведений, необходимых (имеющих значение) для принятия решения о внесении в лицензию изменений и (или) дополнении.
Порядок прекращения действия лицензии по основаниям пункта 82 Положения о лицензировании
Положение о лицензировании дополнено пунктом 85-1.
Согласно данному пункту вопрос о прекращении действия лицензии по основаниям, предусмотренным в пункте 82 Положения о лицензировании (выявление повторного либо грубого нарушения лицензионных требований), рассматривается лицензирующим органом в присутствии лицензиата либо его уполномоченного представителя.
О времени и месте рассмотрения указанного в части первой настоящего пункта вопроса, а также основаниях для его рассмотрения лицензирующий орган уведомляет лицензиата не позднее чем за 5 рабочих дней до рассмотрения этого вопроса в порядке, предусмотренном Положением о лицензировании для письменного уведомления соискателя лицензии (лицензиата) о принятом решении по вопросам лицензирования.
Лицензиат либо его уполномоченный представитель допускается к участию в рассмотрении вопроса при предъявлении документов, названных в части второй пункта 10-1 Положения о лицензировании.
В случае неявки лицензиата либо его уполномоченного представителя вопрос о прекращении действия лицензии рассматривается в их отсутствие.
При невозможности присутствия лицензиата либо его уполномоченного представителя по уважительным причинам лицензиат имеет право не позднее чем за 2 рабочих дня до рассмотрения вопроса прекращения действия лицензии представить в лицензирующий орган свое мнение о прекращении действия лицензии в письменной форме.
Момент прекращения действия лицензии
Действие лицензии по общим основаниям ее прекращения (то есть без учета прекращения действия лицензии в случае реорганизации лицензиата; без учета норм, изложенных в пункте 86.2. Положения о лицензировании) прекращается не в момент принятия решения лицензирующим органом, как было ранее, а со дня, указанного в решении лицензирующего органа о прекращении действия лицензии, который не может быть установлен позднее чем по истечении 10 рабочих дней со дня принятия такого решения.
Направление уведомления о прекращении действия лицензии либо ее аннулировании
Согласно четвертому абзацу пункта 91 Положения о лицензировании если вопрос о прекращении действия лицензии был рассмотрен лицензирующим органом в присутствии лицензиата либо его уполномоченного представителя, направления письменного уведомления не требуется. При этом днем получения лицензиатом в установленном порядке уведомления о прекращении действия лицензии считается день принятия лицензирующим органом соответствующего решения.
Отметим, что ранее подобная норма отсутствовала.
Лицензия при реорганизации в форме выделения
Пункт 70 Положения о лицензировании претерпел определенные изменения.
Так, при реорганизации лицензиата – юридического лица в форме преобразования или выделения другого юридического лица созданное юридическое лицо вправе осуществлять деятельность на основании лицензии, выданной реорганизованному юридическому лицу. При этом юридическое лицо, созданное путем преобразования или выделения, обязано внести в лицензию соответствующие изменения и (или) дополнения.
И тут у нас возникает много вопросов. Как вновь созданное (выделенное) юридическое лицо может осуществлять деятельность на основании лицензии реорганизованного юридического лица, если новое юридическое лицо не указано в лицензии. По разделительному балансу права в отношении лицензии могут и не передаваться новому юридическому лицу. Как новое юридическое лицо может внести изменения в лицензию, которую не получало.
Мы предполагаем, что новые нормы вызовут ряд вопросов по применению их на практике и, как обычно, порядок действий в таких случаях будет определять самостоятельно лицензирующий орган.